Продвижение без бюджета: Печатная реклама

Сегодня подборка для оффлайн-бизнеса, преимущественно с реальными точками продаж или онлайн-магазинами товаров. Но если вы сможете адаптировать и использовать эти инструменты для онлайна, не исключён вау-эффект!

За печатную рекламу, безусловно, приходится платить, но по сравнению со многими другими каналами, величина затрат будет мала как в абсолютном (сколько заплатили за тираж), так и в относительном выражении (сколько заплатили за 1 контакт).

К печатной рекламе, требующей минимальных затрат, я отношу:

  1. Визитки. Сегодня много говорят о том, что визитки исчезают как класс, и о переходе на их электронные аналоги. Тем не менее, бумажные визитки стойко держат оборону (как и e-mail-рассылки) и отлично выполняют функцию быстрой передачи контактной информации при личной встрече и напоминания о том, что вы и ваш продукт существуете.
    Чтобы визитка работала на ваши продажи, она должна выделяться и привлекать внимание (только не надо делать их слишком большого размера, так что никуда не положить), напоминать о том, чем вы можете быть полезны или что продаёте, быть легко читаемой и качественно исполненной (не выцветать, не рваться, сохранять форму).
  2. Листовки и флаеры: их традиционные плюсы — возможность дать клиенту емкую информацию о продукте с собой, отсутствие конкурирующей рекламы рядом с вашей и размещение значительного объёма текстовой информации. Главный минус — до 90–95 % листовок выбрасывается ещё до прочтения или сразу после. Сформулирую несколько правил, позволяющих повысить шансы на жизнь именно ваших:
    • лучше всего, чтобы люди сами брали листовки со стойки, у кассы или в любом другом месте. Если вы их все-таки раздаёте, нельзя протягивать «бумажку» всем подряд: выделите зримые признаки целевой аудитории и, при возможности, требуйте от промоутера задавать людям несколько вопросов прежде, чем давать листовку.
    • Разместите на листовках в первую очередь полезную информацию и только во-вторую — рекламу. Это поможет заинтересовать клиентов и выполнить первое правило (пусть они возьмут ваше послание сами, потому что оно им пригодится). Полезная информация — это чек-лист, инструкция, примеры применения и т.д. Купон на скидку тоже может сработать, но в первую очередь для тех, кто уже планировал покупку (и трижды подумайте, стоит ли так сразу снижать вашу потенциальную прибыль).
    • Можно приложить листовки к заказам, которые выполняют ваши партнеры (при выдаче напечатанных фотографий, после обслуживания в кафе, вместе с чеком за процедуры в салоне).
  1. Плакаты — у вас в магазине или офисе и рядом с ним. Плюсы плаката: в нем можно рассказать о ваших продуктах и их достоинствах рядом с тем местом, где они продаются, облегчить их поиск (в магазине/офисном центре), рассказать про текущие акции и спецпредложения, перераспределить внимание посетителей.

    Осторожно: не используйте слишком много плакатов, чтобы избежать эффекта «баннерной слепоты», при котором их просто перестают замечать.

    Альтернатива недорогому бумажному плакату — пластиковые вывески и указатели, картонные фигуры, ролл-апы и лайтбоксы. Прежде чем тратить деньги, оцените: будут ли они более эффективны в вашем конкретном случае или результат будет примерно тот же (например, лайтбокс привлекает больше внимания, но если у вас не проходное место, разница может оказаться незначительной).

  1. Купоны на скидку для друзей, которые можно вложить в заказ. Важно, чтобы скидка была меньше, чем скидка клиента по программе лояльности, иначе купон он оставит себе. Ограничение «на первый заказ» работает плохо, поскольку заказ может быть просто сделан на кого-то из членов семьи. И еще одно наблюдение: несмотря на то, что электронным купоном поделиться проще, клиенты чаще делятся напечатанными. Может быть, потому, что красиво напечатанный купон лежит и напоминает о себе, либо его приятнее отдавать?
  2. Реклама на оборотной стороне документов: ваших или ваших партнеров. Продают ли ваши кассовые чеки, счета-фактуры, спецификации и другие документы или половина пространства на них остается пустой?
    Если вы не производите свои документы, которые могут служить площадкой для рекламы, можно договориться с партнерами или обменяться с ними рекламой (в одном и том же или разных форматах).
    Такая реклама будет достаточно дешевой для вас (вы тратите только чернила для принтера), но может напомнить или рассказать вашим клиентам о других продуктах, увеличив доход от существующей клиентской базы.
    Рекламу на билетах, квитанциях и чеках крупных сетевых магазинов я сейчас не рассматриваю, поскольку эта история уже про более серьезные деньги.
  3. Расклейка объявлений: на остановках, подъездах или заборах. Я считаю такой вариант разновидностью спама, но встречала людей, которые считают его эффективным, поэтому не могу не упомянуть.

Напоследок несколько слов о параметрах, важных для любых печатных материалов:

  • Хороший дизайн. И это не только эстетическая составляющая, но и удобство получения информации: структура блоков, акценты, шрифт…
  • Текст должен быть понятным вашей аудитории и недвусмысленным. Проверьте, правильно ли понимают другие люди то, что вы хотели донести?
  • Реклама должна быть уместной и не навязчивой. Сегодня ее функция — помогать в выборе, а не отвлекать от него.
Опубликовано в Кейсы.

Руководитель направлений «Управленческий консалтинг», «Продвижение».

В консалтинге с 2008 г. Имею разносторонний опыт работы в образовательной сфере, в сфере недвижимости, химической промышленности. Люблю осваивать новые направления, считаю, что взгляд «со стороны» позволяет найти новые нестандартные подходы, создающие конкурентные преимущества и более выгодные для клиентов.