Выбор поставщика

При работе с большим числом поставщиков поставляющих однородную продукцию перед организацией встает задача выбора конкретных поставщиков, с которыми и будет продолжаться дальнейшая работа.

Процесс поиска поставщиков состоит из следующих этапов:

1. Поиск потенциальных поставщиков, для осуществления которого могут быть использованы следующие методы:

  • объявление конкурсных процедур отбора;
  • изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
  • посещение выставок и ярмарок;
  • переписка и личные контакты с возможными поставщиками, сбор коммерческих предложений и ценовой информации;
  • поиск на основе предшествующего опыта работы.

2. Проверка поставщиков.
Одним из условий долгосрочной работы с новым поставщиком, является надежность, финансовая ликвидность компании. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у организации могут возникнуть срывы сроков осуществления производственной и иной деятельности или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим организации изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов.
Отечественные компании при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков.

3. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции. В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

По результатам работы с поставщиками проводится оценка результатов работы по уже заключенным договорам. Наиболее простой инструмент такой оценки – балльный метод, в рамках которого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Она включает список параметров, по которым оценивается каждый поставщик, с учетом их важности для компании. После определения перечня и важности параметров, проводится оценка работы каждого поставщика по каждому параметру (например, надежности продукта, его цене, удобству размещения заказа). Итоговая балльная оценка позволяет сопоставить поставщиков между собой. Чем выше итоговая оценка, тем в большей степени поставщик удовлетворяет запросам и спецификациям организации.

Одно из наиболее важных преимуществ такого подхода заключается в том, что он заставляет менеджеров представлять в формализованном виде важные элементы решения по закупкам и подвергать анализу уже применяемые методы, допущения и процедуры. Применение этого метода позволяет сократить число поставщиков, сформировать более тесные отношения с оставшимися поставщиками и сократить запасы. В то же время, ограничением служит субъективность оценки многих критериев менеджерами, что может привести к искажению полученных результатов.

Компания Advice может помочь вам оптимизировать закупочную деятельность, не только на основе балльного метода, но и с использованием логистических моделей, учитывающих большее число параметров и позволяющих сократить затраты на процессы закупа и производства в целом, а не по отдельным позициям, что в большинстве случаев обеспечивает более существенную экономию Ваших ресурсов.

Опубликовано в Советы.